Бяки ( Бяковские каменоломни ).

Как туда доехать.

С Павелецкого вокзала две электрички: на Ожерелье и на Узуново. Ехать до Ожерелья (2ч.20м.) Там пересадка на местный поезд Ожерелье-Узловая. Ехать до станции "168 км". Он ходит всего четыре раза в сутки туда и четыре раза обратно. Время в пути 1ч.20м. Далее пешком (40-50 минут). По правую руку по ходу поезда войти в деревню Хрусловка и идти по центральной дороге по примерному азимуту Аз280. Выйти из деревни и идти метров 700 по направлению к пос. Метростроевский. Не доходя до него свернуть наискосок влево на красные кирпичные строения. Метров через триста, сразу за ними повернуть влево (Аз210) и идти по поселку на две трубы котельной. Дойдя до них, свернуть влево и через четыре дома поселок кончится. Спуститься к реке и идти влево, по этому же берегу метров 300, пока не увидите деревянный мостик. От этого моста отсчитать еще сто метров вдоль берега и на склоне берега, метрах в 50 от воды будет вход в систему. Еще один ориентир - прямо напротив входа на берегу реки подстанция ЛЭП. А на этом берегу что-то вроде небольших отвалов. Можно от Хрусловки идти и напрямик. Но не зимой и не в первую поездку.
Поезд на Узловую ходит 4 раза (8-54, 13-35, 17-32, 20-48), поэтому привожу только те электрички, которые стыкуются по времени.
Москва-Ожерелье и Москва-Узуново (на фев. 2001). 5-40 (прибытие в 7-50) -- пересадка на 8-54; или 6-24 (сб,вс), прибытие 8-39 -- пересадка на 8-54; 10-44 (прибытие в 12-53) -- пересадка на 13-35; 14-51 (прибытие в 17-01) -- пересадка на 17-32; 17-41 (прибытие в 20-00) -- пересадка на 20-48; 18-29 (!!! кроме пт. и сб.!!!), прибытие в 20-33 -- пересадка на 20-48. Стоимость проезда (фев. 2001) 41р.60к. Можно ехать от м.Нагатинская (ст.Нижние Котлы). Чуть дешевле. Мы ездили на отксеренных билетах. Контроль может быть на любом участке. Можно откупиться десяткой.
Ожерелье - Узловая. Поезд-кукушка. Или, как его здесь называют, "подкидыш". Поезд с тетками. Проверяют/обилечивают сразу, всегда начиная с первого вагона (всего вагонов четыре). Публика ездит та еще. Курят, все пьяные, но не обидят. Большинство ездит задаром. Спелеологов знают и как правило не обилечивают, особенно на обратном пути. В крайнем случае можно оплатить три зоны (16р.). Взять билет до "142 км." Если поехать из Москвы в пятницу на электричке 17-41, то где-то в 23-30 будете уже на журнале. Обратный поезд от "168-го км." имеет лишь примерное расписание. Утренние что-то около 7-00? и 8-30?. И два поезда в диапазоне от 13-50 до 14-10 и последний между 18-50 и 19-10.
Электрички до Москвы: 3-51, 4-28, 5-03, 5-34, 6-08, 7-03, 7-30 (скор), 7-52, 8-36, 9-20, 10-57(вых), 11-05, 11-35, 11-59(вых), 12-40, 13-30, 14-27, 14-58(вых), 15-43(вых), 16-00, 16-48, 17-21, 17-51(вых), 18-21, 18-59, 19-37, 20-25, 21-17, 22-19.
С последнего подкидыша попадаешь на поезд 20-25 и в 10-45 уже стоишь на Павелецком вокзале.
Достопримечательности. Сказать, что Бяки большие, значит не сказать ничего. Они огромные. Сейчас откартировано около 60-70 км, что составляет примерно половину. Протяженность ходов оценивают в 150 км. В системе довольно много народу. В выходные набирается до 30 человек. Много ребят из соседнего городка Венёв, из Тулы и местные, Бяковские, Хрусловские и Метростроевские. Вполне доброжелательны и грамотны в спелеологическом смысле. Вся жизнь в Бяках сосредоточена в основном вокруг централки, которая здесь называется Большаком. Я померил его шагами. Получилось около 1,5 км. по прямой (35-40 минут ходьбы налегке). Посещаемая зона находится в пределах 50-100 м. по бокам Большака. Куда идут дальние ходы, мало кто знает. Возле т.н. Ложки Большак разветвляется на Штаны и тянется на сотни метров далее. Многие ходы были замурованы тульскими спелеологами лет 20 назад. Теперь сами старики не могут вспомнить, где они муровали. Там еще немеряно. Чуть левее от ложки начинается Море. Это затопленные штреки. Глубина начинается по щиколотку и поднимается по горло. Это второй основной источник питьевой воды. Длина моря тоже под сотню метров. За ней совершенно нехоженные места. Основные ориентиры на централке. Журнал. Чайник. Направо от него - Красные Собаки, часть систымы около 7 км. суммарной длины. В основном шкурники и низкие ракоходы. Сплошная глина. Туда мало кто ходит. Налево от Чайника основная часть системы. Далее мемориальная доска Карвовского Сергея (умер в 1998 г. от наркотиков. Произошло это не в системе). Далее по левую руку - грот Крот (примерно 12 полет от журнала). Первая удобная стоянка. Далее примерно на 30 повороте Глюкало. Это висящий на веревке камень. От него в двух поворотах, за надписями Welkome to Hаil и "Свежее пиво" находится лужа. Это ближдайщий водокап. Далее, примерно на 35 повороте - Сказка. Это огромная массивная кровать с цепями. Несколько лет назад здесь снимали исторический фильм про странствия древнерусских витязей по Скандинавии. Тоже стоянка. Возле нее валяются Таблетки - заготовки под жернова. Диаметр больше метра. Высота сантиметров 60. Где-то здесь по правую руку через 3-4 поворота находится основная достопримечательность Бяк - Заячья Щель. Тектоническая трещина, которая, после вскрытия ее системой, стала покрываться натеками. Длина ее около 10 метров, высота около 8. Впечатляет. Можно протиснуться до самого потолка. Рядом Сухая Щель. Она меньше и натеков почти нет. Далее, на 50 повороте - Музей. Основное место стрелок. Узнать его можно по второму журналу. Далее Большак разветвляется. Где-то на 70 повороте стоянка Простоквашино, слева от нее Море.
Карты. Есть несколько схематически зарисовок от руки. Показаны лишь основные маршруты. Есть карта Таксиста (Сергея Олеговича Иващенко), Тульская Горно-Спасательная Служба, тел. 08-72(код Тулы)-0-59 или 08-72-411-911. В случае чего искать вас будет он. У меня есть одна из ранних версий его карты. Однако ходить по ней совершенно немыслимо. На ней нет обозначений. Ходы в основном сплошная сетка. Не удалось даже нанести Большак. Похоже, что кроме самого Таксиста ее не понимает никто. Так что использовать ее можно только в обзорных целях.
Лисьи норы. Эта система расположена на другом берегу Осетра, прямо напротив, слева от подстанции ЛЭП. Вход не на берегу, а на поле. Одни говорят, что там всего несколько сот метров. Другие уверяют, что это не так и там есть ходы, ведущие в систему не меньшую, чем сами Бяки. Кто прав - не знаю. Местные старожилы подземки в большинстве своем там ни разу не были.

Назад